24 октября 2025 10:10
Количество просмотров: 113
ОБЛАСТНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБЪЕДИНИЛА НАСТАВНИКОВ В ЕДИНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
22 октября в Центре социализации молодёжи (ЦСМ) собрались работники системы образования, которые ежедневно формирует будущее нашего региона: воспитатели, учителя, методисты, наставники. Они стали участниками второй Областной педагогической конференции «Связующая нить» – инициативы, ставшей важной частью образовательного пространства Самарской области.
Конференция организована Центром социализации молодёжи при поддержке министерства образования Самарской области, собрала участников из разных уголков региона – от Чапаевска и Тольятти до сёл Кинельского и Борского районов. В её работе приняли участие как дошкольные педагоги, так и преподаватели колледжей и школ, объединённые общей целью: научить подрастающее поколение уважать культурное разнообразие и видеть в нём силу, а не барьер. Конференция – часть региональной программы «ЛИК» по развитию межкультурного взаимодействия в молодёжной среде. Её цель – не просто обсудить идеи, а представить реальные, проверенные практики, которые уже работают в детских садах, школах и колледжах. Акцент делался на конкретных кейсах, которые можно внедрить в любом образовательном учреждении.
«На конференции был представлен практический опыт работы, который способствует формированию патриотизма у детей и молодёжи средствами этнокультурного подхода через знакомство с родной культурой, традициями и историей, – рассказала заместитель директора Центра социализации молодёжи по социально-педагогической работе канд. пед. наук Александра Александровна Логинова. – Участники презентовали опыт работы с использованием художественных произведений, фольклора в проектной и исследовательской деятельности. На секциях был представлен широкий спектр педагогической работы воспитания позитивного межкультурного взаимодействия от дошкольных образовательных организаций до среднего профессионально образования».
По словам организаторов мероприятия, «Связующая нить» – это символ стремления к гармонии и взаимопониманию, путь к будущему, укрепление единства российской нации, сохранение культурного разнообразия и воспитание граждан, способных жить и работать в мире, где уважение к другим культурам является необходимым условием успешного развития общества.
«Формирование межкультурного взаимодействия – это непрерывный процесс, в котором участвуют все педагоги без исключения, – отмечает методист отдела воспитательных и социокультурных технологий Центра детского и юношеского творчества «Мечта» Елена Васильевна Пятакова. – На конференции это подтвердили выступления представителей детских садов, школ, колледжей и учреждений дополнительного образования. Неважно, как звучит наша должность – суть одна: мы вместе создаём пространство, где дети учатся понимать и уважать друг друга».
После пленарного заседания «Межкультурное взаимодействие в современном обществе: проблемы и пути их решения» работа конференции продолжилась в четырёх секциях, где педагоги представили более 30 практических проектов – от народных игр и календарей до волонтёрства, художественных практик и сохранения культурного наследия народов Поволжья.
Конференция прошла в формате диалога: после каждого выступления эксперты задавали вопросы, предлагали идеи для развития.
«Мы не ставили оценок и не сравнивали ваши достижения, – обратилась к участникам конференции заведующий детским садом № 56 г.о. Самара Ирина Евгеньевна Мартьянова. – Наши вопросы как экспертов рождались из искреннего желания глубже понять ваш опыт, открыть для себя что-то новое и унести с собой ценное. Ведь у каждого из вас – своя уникальная «изюминка», своё достижение. Оно может быть скромным по масштабу – на уровне школы, города или области, – но оно настоящее, живое и важное. Именно такие инициативы становятся основой настоящего воспитания. Спасибо вам за то, что вы не просто работаете, а думаете о будущем наших детей, вовлекаете в этот процесс родителей и коллег».
Духовно-нравственное воспитание – это процесс формирования у детей и молодежи ценностных ориентиров, моральных норм и этических принципов, которые помогают им ориентироваться в жизни, принимать социально ответственные решения и уважительно относиться к культурному многообразию страны. Патриотизм же в данном контексте понимается как осознанная любовь к Родине, уважение к её истории, культуре и традициям.
В педагогической практике формирование этих качеств требует от педагогов глубокого понимания культурных особенностей региона и умения интегрировать традиционные и современные педагогические технологии. Основной вызов сегодня – сохранить культурное разнообразие, одновременно воспитывая чувство принадлежности к единому государству.
«Каждая такая встреча даёт массу открытий как для нас, экспертов, так и для вас как педагогов и воспитателей, музыкальных руководителей – подчеркнула заместитель директора Центра социализации молодёжи по социально-педагогической работе к.п.н. Александра Александровна Логинова. – Очень здорово, что тема духовно-нравственного воспитания, воспитания патриотизма, воспитания культурных каких-то коммуникаций в рамках нашей области, в масштабах нашей многонационально великой страны, волнует коллег и призывает их заниматься этим. Это очень ценно».
При регистрации каждый участник получал ленточку – свою «связующую нить» и в конце мероприятия отмечал ей участника, чьи идеи и подходы ему были более близки, повязав ленту на бейдж. Это было не просто выражение симпатии, но и установление потенциальной основы для дальнейшего сотрудничества и взаимодействия.
Конференция завершилась не формально: участники не только обменялись контактами, но и договорились о совместных проектах. А все материалы войдут в открытый интернет-сборник, чтобы опыт одного педагога стал ресурсом для сотен других.
«Связующая нить» – это не просто название. Это символ того, что нас объединяет: уважение к культурному многообразию, любовь к родному краю и вера в силу педагогического сообщества. Это реальные практики, живые истории и искренние глаза тех, кто верит: воспитание начинается с уважения.
Спасибо каждому, кто делает ту самую «нить» крепче!