В последнее время все более актуальным становится вопрос снижения познавательных функций у детей и подростков.
Исследования показывают ( выборка за последние 10 лет), что наблюдается снижение средней продолжительности удержания внимания.
Более того доминирующую роль играет непроизвольное внимание, которое программируется не самим человеком, а внешними факторами. Любой яркий, интенсивный, эмоционально насыщенный образ автоматически приковывает к себе непроизвольное внимание. При этом, произвольное внимание, которое требует внутреннего усилия со временем ослабевает и в дальнейшем его функция может быть совсем утрачена.
Что касается памяти, то она также претерпевает изменения. Это происходит в связи с общедоступностью информации, в связи с тем, что у ребенка всегда под рукой есть смартфон. К сожалению в работу, преимущественно, вовлечены оперативная (рабочая память) и непроизвольная память (память не требующая усилий, запоминание происходит само собой). В итоге полученные ребенком сведения носят лишь фрагментарный характер, они не складываются в какую либо общую систему.
Если раньше дети запоминали большой объем информации, обучаясь в школе, простраивали свои маршруты, чтобы дойти до нужного места, прийти к друзьям в гости, активно решали «коммуникативные задачки», общаясь с детьми во дворе, то на сегодняшний момент у них преимущественно нет такой возможности.
В результате, перед нами встает вопрос необходимости использования дополнительных способов и методов для того, чтобы стимулировать работу головного мозга.
Головной мозг по праву считается самой сложной системой человеческого организма: он управляет всей нашей деятельностью. Мозгу нужны разные виды деятельности, опыт разных видов деятельности. Поэтому тренировка мозга в чём-то одном, не даёт хорошего эффекта. Развитие функций мозга – это комплексный процесс. Внимание, речь, регуляция (организация) деятельности, восприятие, математические навыки, моторика – эти и многие другие функции развиваются при выполнении практически любой задачи.
Если вы хотите повысить скорость познавательных процессов у себя и своего ребенка, предлагаем вам ввести в свою повседневную жизнь следующие упражнения:
Поменяйте руки. Попробуйте привычные вещи делать другой рукой: держать ложку, написать, порисовать, умыться, причесаться. Это правополушарная активация, отвечающая за творческое развитие.
Хлопните в ладоши, а потом одномоментно прикоснитесь правой рукой к левому уху, а левой — к кончику носа. Затем несколько раз повторите эти движения.
Пройдитесь по квартире с закрытыми глазами, а также попробуйте угадывать предметы в руках на ощупь. Так вы задействуете те органы восприятия, которые почти не используются в обычной жизни.
Читайте вслух с кем-нибудь. Во время такого чтения активируются те зоны, которые выключены во время обычного чтения.
Изменяйте свою обычную скорость. Если вы не склонны торопиться — попробуйте делать быстро отдельные дела. Если у вас по-другому, то постарайтесь замедлиться.